Телефоны: +38(097)5046555 (Киевстар) +38(066)1231830 (МТС) E-mail: manager@gold.kharkov.ua |
Корзина | |
Ваша корзина пуста. .................................................
Количество
0 шт.
Итого
0.00 Грн.
|
![]() |
Византия №007 |
|||
|
||||
Задайте вопрос по этому товару | ||||
Крест православный “Распятие. Божия Матерь Оранта”
Нательный крест простой четырехконечной формы с округлыми концами и скругленными углами средокрестия. Такая форма характерна для широкой группы русских крестов XIV – XVI веков с разнообразными иконографическими сюжетами. При создании композиции лицевой стороны предлагаемого креста использован метод, с древних времен существовавший в христианском искусстве. Его суть заключается в том, что в одной композиции объединяются несколько иконографических сюжетов выражающих главные идеи литургии, и сущность одного явления открывается через содержание другого. Этим удается, избежав ненужной историчности в показе священных событий,дать их в совокупности и выделить не историческую реальность, а реальность духовную и пророческую. Значение и взаимосвязь сюжетов совме-
щенных на кресте усиливается благодаря собственной символике креста и его отдельных частей. Центральное место на лицевой части нашего креста занимает образ распятого Спасителя. Ему предстоят в молении Божия Матерь и Иоанн Предтеча, изображенные погрудно в медальонах на концах горизонтальной балки. Тем самым определяются сюжеты: Распятие и Деисус, показывая Распятие как Деяние Христа Иерея, приносящего искупительную Жертву. Как результат искупления под Распятием изображен сюжет Роны Воскресения, где восстающие из гробов Адам и Ева в молении протягивают руки к Спасителю. Победа Христа над смертью и адом подтверждается и традиционной надписью у Распятия ИС ХС НИКА (Иисус-Христос Победитель). Завершает композицию лицевой стороны образ Уготованного Престола (по-гречески Этимасия). Он, по словам М.П. Кондакова, является «образом Самого Спасителя, Судии мира и Его Второго Пришествия или Страшного Суда Христова и равно образом Церкви Небесной, утвержденной по Вознесении Спасителем». В сочетании с Этимасией вышеописанные сюжеты помогают увидеть более полно икону «Страшный Суд», где традиционно присутствуют коленопреклоненные перед престолом Адам и Ева и предстоящие в молении Божия Матерь и Иоанн Предтеча. Таким образом, композиция лицевой стороны показывает Деяния Господа в их литургической завершенности.
Композиция оборотной стороны креста представляет образ утвержденной Христом Церкви. Главным ее символом на рассматриваемом кресте является изображенная в центре икона Божией Матери Оранта с Предвечным Младенцем на груди (по типу Ярославской Панагии). Другие изображения представляют собой три чина церковной иерархии: апостолов, пророков и святителей. Именно эти чины можно увидеть вокруг изображения Креста Господня как символа Церкви, на миниатюрных в многочисленных списках сочинения Козьмы Индикоплова (7век). Миниатюры, как правило, сопровождались надписью: «положи убо в Церкви первое апостолы, второе пророки, третье учители на неправление ся». Широкое распространение и популярность сочинения Козьмы Индикоплова в средневековой Руси могло отразится и на русских нагрудных крестах, где встречаются аналогичные сочетания образов святых. На нашем кресте, следуя древним миниатюрам,
первый чин представлен образом первоверховных апостолов Петра и Павла в основании креста. За образец взят греческий иконографический извод 12 века, где апостолы изображены в братском объятии, символизирующем прочность Христовой Церкви собранных из разных народов и основанной на христианской любви. Второй чин, следуя древним миниатюрам, представляют двух из четырех так называемых великих пророков: Исайю и Иеремию со свитками пророчеств Исайя на левом конце горизонтальной балки, а Иеремия на правом. Пророк Исайя, чье имя означает «Спасение Господне», особую значимость в христианской Церкви приобрел своим пророчеством о Мессии (Эммануиле гл.7 и 9). За точность изображения земной жизни Христа Исайю называют ветхозаветным евангелистом. Пророк Иеремия, чье имя обозначает «Возвышенный Богом», благодаря своим пророчествам, подготавливающим новые почитается Церковью как один из Предтечей Христа (Матфей 16,14). В верхней части креста изображен погрудный образ святого Николая Чудотворца, представляющего третий чин описанной иерархии учителей и святителей. Святой Николай архиепископ Мирликийский, величайший христианский святой, «правила веры и образ кротости», как называет его Церковь. Его образ почитается во всей Вселенской Церкви, и на Руси всегда был окружен особым почитанием и любовью,что можно видеть по присутствию его на множестве икон и изделий мелкой пластики, в том числе и на нагрудных крестах. |
||||
|
||||
|
||||
Мнения покупателей:Еще нет мнений об этом товаре.Пожалуйста, войдите, чтобы оставить свое мнение. |
||||